«Стрельна», Санкт-Петербург

В начале XVIII в. Петр раздает своим приближенным участки по Петергофской дороге, желая чтобы дорога от Петербурга до Петергофа стала лучше, чем дорога от Парижа до Версаля. Участки в Стрельне и Петергофе он себя. При этом в Петергофе предполагался «уединительный» дворец Петра I, а резиденция в Стрельне должна была олицетворять морскую мощь России и стать «второй Версалией».

Место очень выйгрышное: близость Финского залива, к которому с плавным перепадом высоты спускаются реки Кикенка и Стрелка, а природный береговой уступ прекрасно подходил для возведения дворца.
Но в самом начале XVIII в. шла война со Швецией, Северная война, за приморские земли и говорить о создании подобной резиденции было еще рано.  Лишь после решающих побед в Северной войне, когда Россия стала контролировать все побережье Финского залива, в 1715г. начинаются строительные работы. На начальном этапе строительства над проектом дворца работали разные архитекторы, но от этого периода сохранился лишь план устройства Нижнего сада (как французского регулярного парка с фонтанами и скульптурой), выполненный французским архитектором Ж.-Б. Леблоном.

В 1719 году строительство возглавил итальянский архитектор Н.Микетти, который обещал Петру устроить в Стрельне то, «чего еще не бывало на свете». Он развил ландшафтные идеи Леблона, но главное здание дворца, который должен был выделяться среди других скромных петровских резиденций, возводит по своему плану в стиле итальянского барокко. Теперь мы видим здание во многом таким, каким его задумал Микетти: с этой удивительной тройной аркой, прорезавшей здание посредине, сквозь которую проходит главная ось ансамбля. Стрельнинский дворец – самый большой из сохранившихся дворцов Петровского времени. Строительство шло очень успешно, но работы начинают замедляться т.к. Петр отдает предпочтение Петергофу, где гораздо проще устроить «резиденцию с фонтанами» (перепад высот больше). Осенью 1723г. Николо Микетти отправляется на родину для закупки скульптуры и больше в Россию не возвращается. Вскоре умирает Петр и строительство задуманной им резиденции фактически приостановлено: дворец накрыт временной кровлей, дверные проемы забили досками.

Когда на престол взошла дочь Петра – Елизавета, полузабытая Стрелина мыза получила второе рождение. Желая завершить начинания отца, Елизавета в 1740-е годы поручает работу Ф.Б.Растрелли, который писал: «Я восстановил дворец так, чтобы здесь мог проживать весь двор». Но во второй половине XVIII в. усадьба вновь заброшена, использовались лишь огромные сухие подвалы для хранения любимых царской семьей венгерских и токайских вин.

Новое возрождение этих земель началось в 1798г., когда Павел I подарил Стрельну своему сыну в.кн.Константину Павловичу. Под руководством арх. А.Воронихина дворец довольно быстро был восстановлен и стал, наконец, жилым. Во второй половине XIX в. хозяином дворца стал в.кн. Константин Николаевич (сын Николая I). Под руководством архитекторов Мейера, Штакеншнейдера и Боссе Стрельна «из угрюмого замка и окружавших его диких рощ» превратилась в «восхитительное загородное местопребывание», а дворец стал называться Константиновским. Во дворце любил бывать и сын хозяина – в.кн. Константин Константинович, известный еще и как поэт «К.Р.». Последним владельцем дворца стал другой его сын – в.кн. Дмитрий Константинович.
Жизнь Константиновского дворца как царской резиденции оборвалась после революции: художественные ценности вывезены, историческая отделка залов утрачена, дворцовая мебель расхищена, скульптура разбита.

В 30-е гг. во дворце разместилась 1-я Стрельнинская школа-колония, потом он был перестоен под санаторий.
После Великой Отечественной войны от дворца остались лишь стены, но он был восстановлен под нужды Ленинградского арктического училища, занимавшего это здание несколько послевоенных десятилетий.
Дворец был взять под охрану ЮНЕСКО как памятник истории и культуры , но к концу XX в. находился на грани разрушения.
Осенью 2001г. распоряжением Президента РФ, Константиновский дворцово-парковый ансамбль получил статус Государственного комплекса «Дворец конгрессов». Начались реставрационные работы, которые продолжались 18 месяцев – рекордно короткие сроки. Работа велась в несколько смен, по 10-12 часов и не прекращалась даже ночью. Иногда одновременно работало до 7тыс.человек.

Сегодня, благодаря работе строителей и реставраторов, восстановлен Константиновский дворец, территория парка и старинные околодворцовые постройки (Конюшенный корпус, кузница, плотина, ледник).
Этой реставрацией осуществлен возврат к первоначальной петровской идее Стрельны как государственной представительской резиденции. Теперь Константиновский дворец – центральное здание единого Государственного комплекса «Дворец Конгрессов», в котором не только великолепные парадные залы и комнаты для переговоров в разном формате, но и разводные мосты в парке (благодаря которым со стороны залива можно подойти к стенам дворца), взлетно-посадочная площадка для вертолетов, Павильон переговоров (для встреч в узком формате) на острове перед дворцом, современный причал, международный пресс-центр, комфортабельная гостиница и коттеджный городок «Консульская деревня».

Летом 2003 года дворец торжественно открылся саммитом «Россия-Евросоюз».
Сейчас любой желающий в дни, когда не проходят государственные мероприятия, может посетить дворец, познакомиться с его прошлым и настоящим, современными коллекциями дворца, а в теплое время года можно совершить экскурсию по парку на электромобилях, которые использовались во время проходящего здесь саммита «Большой Восьмерки».

Быстрое бронирование
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
.