«Павловск», Санкт-Петербург

У каждого из Петербургских пригородов есть свой, особый характер. Павловск представляет собой уникальный пример сочетания природы и искусства; сюда стоить ехать не столько ради дворцовых интерьеров (хотя и они великолепны), сколько ради длительных прогулок по живописнейшему парку, своеобразной энциклопедии ландшафтной архитектуры. Подобного ему нет в России – не случайно Павловску посвящали стихи Жуковский, Ахматова, Тютчев.

Выдающийся дворцово-парковый ансамбль Павловска – летняя резиденция императора Павла I и его семьи – создавался в течение пятидесяти лет на берегах извилистой реки Славянки. В его создании участвовали архитекторы  Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карл Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.

Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг., в ходе которого они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы и античную скульптуру. Сегодня Государственный музей-заповедник Павловск обладает значительными художественными коллекциями, имеющими всемирную известность. Всего в фондах музея представлено около пятидесяти семи тысяч единиц хранения.

Павловский парк (площадью 600 га.) славится как лучший пейзажный парк мира. Причина очарования парка – холмистый, но не контрастный пейзаж в долине реки Славянки. Многочисленные повороты этой речки и разная высота берегов позволили гармонично сочетать строгие и классические постройки (такие как: Павильон Трех граций, Храм Аполлона, мост Кентавров, Павильон Роз, Храм Дружбы) и окружающую природу.

Доминирующее положение в парке занимает Павловский дворец. Нарядный золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Он создан Ч. Камероном в 80-х годах XVIII века. Архитектор взял за основу распространенный тип итальянской загородной виллы с венчающим её куполом. Главный фасад дворца обрамлен полукруглыми галереями и флигелями, окружающими обширный парадный двор. В плане дворец напоминает подкову. В центре парадного двора в 1872 году был установлен памятник Павлу I. Такая композиция очень похожа на площадь перед дворцом в Версале с памятником Людовику IV.

С утонченным и строгим внешним видом дворца контрастирует внутреннее убранство. Из интерьеров дворца особое место занимают Итальянский и Греческий залы, Картинная галерея, Большой зал и Тронный.
Почти все в Павловске связано с именем его полновластной хозяйки, принцессы Софии-Доротеи-Августы-Луизы Вюртембергской, ставшей в 1776 году женой Павла, а затем императрицей Марией Федоровной. Сам Павел предпочитал жить в другом загородном имении, Гатчине, в Павловске бывал нечасто, зато Мария Федоровна провела здесь большую часть своей жизни. Здесь она воспитывала своих десятерых детей (среди них двух будущих императоров, Александра I и Николая I), внуков (в их числе – будущего императора Александра II) и занималась благотворительностью, которой посвящала значительную часть своего времени. После смерти Павла, уединение вдовствующей императрицы в Павловске продолжалось 28 лет. О жизни Марии Федоровны в Павловске рассказывает экспозиция Павловского дворца. Во время Великой отечественной войны немцами было расхищено множество экспонатов Павловского дворца, а сам дворец подожжен. Но уже в 1957 году часть отреставрированных залов дворца была открыта для посещения. В 1978 году реставрация была завершена. В 1983 году Павловску присвоен статус музея-заповедника.

Сегодня в музее после многолетней реставрации открыты удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны. Выполненные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным, эти комнаты являются единственным сохранившимся до нашего времени комплексом апартаментов той эпохи, имеющим ансамблевую и стилистическую целостность.

Очень интересная экспозиция «Русский жилой интерьер XIX – начала  XX  вв.» занимает  16 залов III этажа центрального корпуса дворца и является реконструкцией интерьеров жилых комнат высшего сословия России. Реконструкции были составлены по фотографиям, рисункам и живописным полотнам с изображениями усадеб и частных домов России и помогают понять эволюцию и разнообразие стилистических интерьерных решений.

На экспозиции «Мир женщины и ее увлечений» представлены предметы, характерные для быта женщины-дворянки XIX – начала XX веков: мебель, скатерти, посуда, костюмы, предметы туалета, вышивки, кружево, и различные дамские аксессуары. В пространстве выставки можно представить весь день русской дворянки с ее заботами и увлечениями. Такая выставка очень актуальна для Павловска, ведь хозяйка Павловска, императрица Мария Федоровна, отличалась различными талантами: она вышивала, точила изделия из слоновой кости, резала по камню, рисовала и музицировала. По сей день залы Павловского дворца украшают изделия, выполненные ее рукой. За свои достижения императрица была избрана членом Берлинской Академии Художеств.

В шести залах южного корпуса дворца открыта экспозиция «Прекрасные лики Российского царства. Романовы и Павловск», посвященная владельцам Павловска.
Для школьников и студентов в Государственном музее-заповеднике разработаны циклы экскурсий и культурных программ, в ходе которых учащиеся могут лучше познакомиться с историей не только Павловска, но и (на примере коллекций императорской резиденции) с историей мирового искусства.

Быстрое бронирование
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
.