«Музей-памятник Спас на Крови», Санкт-Петербург

В северном направлении от Невского проспекта открывается перспектива канала Грибоедова с девятиглавым храмом, приковывающим взгляд своей яркой, пестрой красотой, контрастирующей со строгим классическим окружением.

 

Это храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), который был возведен по указанию Александра III на том месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен «царь-освободитель» Александр II. Храм строился 24 года (1883–1907) по проекту арх. А.Парланда как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Собор находился на государственном содержании и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя.

   

Музей-памятник «Спас на крови» является образцом позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля первой половины XVII вв.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами  обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой – главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров.
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.

 

Над местом, где произошло покушение на императора, сооружена сень, поддерживаемая колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени – крест из топаза, под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
При возведении храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора, но богослужения продолжались до 1930 года, после собор использовали как склад, а одно время даже хотели разобрать. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. 1970 г. Храм Спас на Крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор». В 1997 году после завершения основных реставрационных работ, через 90 лет после освещения, музей-памятник открылся для посетителей.


В летний период в музее «Спас на крови» проводится вечерняя обзорная экскурсия, которая дает возможность познакомиться не только с историей создания храма-памятника и уникальным собранием его мозаик, но и послушать увлекательный рассказ об архитектуре и наружном убранстве собора.



Быстрое бронирование
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
.